Компетенции предпринимателя

Одной из ключевых компетенций предпринимателя является целеполагание и его эффективность

Многие считают, что постановка целей формирует самоэффективность. В исследованиях А. Бандура совместно с Д. Шанка была выявлена роль специфики ближних и дальних целей для эффективности самообучения. Постановка выполнимых ближайших подцелей помогает повысить скорость и качество решения, сконструировать стойкое чувство собственной эффективности и интереса к решению профессиональных задач. Трудные и далекие цели уменьшают способность к самоэффективности. На основе эмпирических исследований было выявлено, что оптимально поставленные цели должны быть: конкретными и ясными, ближними во времени и пространстве, достижимыми, чтобы заставляли упорно трудиться, поэтапно возрастающими, но структурированными в системе. Последовательное достижение частных вспомогательных целей заставляет чаще испытывать ощущение успеха, что оказывается основной самоэффективности. Обучение в экономических вузах производится с помощью обучению данному предмету – в различных его аспектах – либо в управлении персоналом, тренингах, тайм менеджменте и т.д. Однако, проблема существует в том, что при определении целей нигде и никак не берется в расчет – не определяется параллельно – персональная и корпоративная идентификация, смысл жизни, смысл существования и деятельности компании. Таким образом, ценностный смысл существования компании должен быть совмещен с ценностным смыслом жизни данного предпринимателя и эти два понятия должны быть взаимодополняющими. Однако, поскольку, чаще всего, они существуют параллельно, то возникают кризисы среднего возраста, когда оценивается шкала достижений и человек понимает, а ради чего были сделаны те или иные достижения? Это на личностном уровне. На уровне работы компании оценивается ее миссия, как главный выразитель ее жизненных и корпоративных ценностей. Однако, в российской практике миссия определяется часто формально. Функции же миссии состоят в выполнении заданных стратегических целей компании. Также нередко существует ситуация, когда у каждого топ-менеджера компании существует собственное видение стратегических целей компании и их достижения. Стратегические цели компании и пути их достижения призваны формировать ее корпоративную культуру, которая проявляется чрез систему ценностей и их проявлений, особой индивидуальности, которая фиксируется в социальной среде среди других агентов рынка. Существует взаимозависимость развития корпоративной культуры и специфики развития компании. Чем больше компания обеспечивает профессиональный и личностный рост сотрудников, тем больше вероятности наступления событий, что они же «вытащат» на передний рубеж по всем ярким заявленным индексируемым показателям. Корпоративная культура призвана обеспечить конкурентоспособность компании на рынке, высокую прибыльность через создание имиджа, репутации, лояльность сотрудников к руководству и принимаемым ими решениям. Так, первой ключевой компетентностью предпринимателя является – способность грамотно осуществлять работу с целями и ценностями компании.

Второй ключевой компетентностью оказывается – коммуникативная компетентность и построение грамотной работы.

Профессиональная деятельность тесно связана с огромным потоком коммуникации, поэтому возникает проблема повышения уровня его регуляции, интеграции и подконтрольности. Предприниматель должен не только знать коммуникативные технологии, но и уметь их применять в заданном ситуацией контенте и грамотно интерпретировать собеседника. Компетентность оценивается с позиции бизнес-процессов взаимодействия компании с заинтересованными участниками рынка, а также с позиции развития персональной коммуникабельности, умения убеждать и достигать поставленных целей коммуникации. Должна быть сформирована четкая структура понимания деловых коммуникаций: для чего, почему и зачем. Кто агенты коммуникации, цель взаимодействия и определенные стратегии достижения целей. Формируется персональная система управления внешними и внутренними коммуникациями, которая позволяет грамотно обеспечивать психологическое влияние на собеседника и противостоять влиянию с его стороны. Предприниматель, который минимизирует коммуникативную составляющую в обеспечении работы компании, «ставит ее под удар» по уровню конкурентоспособности на рынке. Для этого тщательно разрабатывается стратегия и тактика всех коммуникаций компании, определяются главные точки коммуникативного воздействия, назначаются исполнители для реализации перечня коммуникативных мероприятий при участии предпринимателя. Они должны быть регламентированы и стандартизированы, что позволяет сэкономить огромное количество времени и усилий, например, при использовании новых информационно-коммуникационных технологий.

В современных условиях компетенции предпринимателя можно сгруппировать следующим образом:

1.Компетенции личностного роста

  • Способность проявлять лидерские качества, занимать активную гражданскую позицию и формировать команду.
  • Обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и развитию целеустремленности.
  • Способность нести ответственность за принимаемые управленческие решения.
  • Умение управлять своим личностным и профессиональным ростом для раскрытия внутреннего потенциала и эффективного использования внешних возможностей.
  • Готовность к достижению и поддержанию должного уровня физической формы и здоровья, необходимых для полноценной социальной и профессиональной деятельности.
  • Способность к самоменеджменту.
  • Способность к инновационности, креативности и развитию нестандартного динамичного мышления.
  • Готовность принять на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и природе.
  • 2.Мировозренческие компетенции

2. Осознание социальной ответственности своей будущей профессии.

  • Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии.
  • Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории и истории предпринимательства;
  • Способность понимать роль личности и своей страны в истории человечества, политическую организацию общества.
  • Способность проявлять гражданскую инициативу и обеспечивать устойчивое развитие сообществ.
  • Способность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношения в обществе, соблюдать правила социального поведения.
  • Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач.

3. Коммуникативные компетенции

  • Способность логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь.
  • Способность осуществлять деловое общение и профессиональные коммуникации: публичные выступления, презентации проектов, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации.
  • Владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность.
  • Способность к созданию и развитию социальных сетей для поддержки и расширения бизнеса.

4. Информационные компетенции

  • Владение информационной культурой, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
  • Способность понимать сущность, роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного бизнеса; оценивать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования к информационной безопасности.
  • Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации на основе использования современного программного обеспечения для решения профессиональных задач.
  • Способность работать с информацией в корпоративных и глобальных компьютерных сетях.